Про «путь»

Если бы многие люди говорили: «Я не перестал быть расистом в одно мгновенье. На отказ от расизма у меня ушло много времени», сказали бы мы тогда, что отказ от расизма — это вопрос личного «пути»? Сказали бы мы, что нам не следует занимать позицию, согласно которой расизм абсолютно и безусловно аморален? Сказали бы мы, что расизм — но только более «сострадательный» расизм — морально приемлем?

Нет, конечно нет. Говорить об этом как о вопросе личного «пути» значит сказать, что относительно расизма не существует этической истины.

Когда речь заходит о животных, это в точности та же самая ситуация. Говорить о веганстве как о вопросе личного «пути» значит сказать, что относительно спесишизма не существует этической истины.

Это означает отказ от идеи о том, что эксплуатации животных нет оправдания, какой бы якобы «гуманной» они ни была.

Это означает, что разные виды якобы «счастливой» эксплуатации морально приемлемы и что мы должны их поддержать.

Мы никогда не согласились бы с такой позицией, если бы речь шла о правах человека. И нам не следует с ней соглашаться, когда речь идет о правах животных.

Многие люди перешли на веганство не сразу. Это не удивительно, особенно учитывая, что многие крупные зоозащитные организации откровенно поддерживают разного рода «счастливую» эксплуатацию и ни одна из них не призывает к веганству, как к этическому минимуму.

Но каким образом отдельный человек или множество людей перешли на веганство не имеет совершенно никакого значения. Вопрос в том, какую позицию занимает социальное движение за права животных. Как говорил выступавший против человеческого рабства аболиционист Уильям Уилберфорс (1759-1833): «Ты можешь отвернуться, но ты никогда не сможешь сказать, что ничего не знал».

Позиция прав животных должна заключаться в том, что мы не можем оправдывать их эксплуатацию. И если мы согласны, что животные имеют моральную ценность, тогда мы должны перейти на веганство. Есть веганство, а есть участие в эксплуатации, которая не может быть морально оправдана. Третьего не дано.

Это не вопрос осуждения или критики отдельных людей. Это вопрос ясности моральных принципов и честного, последовательного и ненасильственного образования тех людей, которых волнуют другие животные, но которые пока еще не перешли на веганство.

Если эти люди решат сделать меньше, пусть это будет их выбор, а не призыв социального движения за справедливость для животных.

Подробнее о третьем принципе Аболиционистского Подхода к Правам Животных.

Авторство: Gary L. Francione [Перевод не был проверен и одобрен].
Перевод: Денис Шаманов
Источник: http://www.abolitionistapproach.com/journeys/