Способность чувствовать

Те существа, которые способны чувствовать, обладают субъективным сознанием и интересами, то есть предпочтениями или желаниями. Эти интересы не обязательно должны каким-либо образом быть подобны человеческим. Если существо имеет какой-либо разум, который способен испытывать фрустрацию или удовлетворение каких-либо интересов, значит это существо способно чувствовать.

Заявлять о том, что для обладания моральной ценностью существо должно иметь разум, который был бы подобен человеческому, значит поддерживать спесишизм. Иными словами, вы являетесь спесишистом, если заявляете, что для обладания моральным правом не быть использованными в качестве ресурсов другие животные должны обладать рефлексивным самосознанием, концептуальным мышлением или в целом воспринимать жизнь так, как это делают люди. Если есть кто-то, кто обладает субъективным сознанием и кого волнует, что с ней или с ним происходит, то это все, что нам необходимо для признания за этим существом права не быть использованным в качестве ресурса.

Точно ли мы знаем, где проходит грань между теми, кто способен чувствовать, и теми, кто неспособен? Конечно нет. Однако нет ни тени сомнения, что все животные, которых мы рутинно эксплуатируем — рыбы, коровы, свиньи, овцы, козы, курицы и другие птицы, лобстеры и так далее — способны чувствовать. Этого совершенно достаточно, чтобы принять этическое решение прекратить есть, носить или еще как-либо использовать этих животных.

Можем ли мы быть уверены, что растения ничего не чувствуют? Да, конечно можем. Растения живые. Они реагируют на стимулы. Но эта реакция лишена какого-либо процесса осознания. Нет никаких оснований верить, что у растений есть какой-либо разум, который обеспокоен своей судьбой.

Люди часто говорят, что я считаю, что насекомые ничего не чувствуют. Это не так. Я не знаю, чувствуют они что-либо или нет. Я допускаю, что чувствуют, и я не убиваю их намеренно. Я даже стараюсь ходить аккуратно, чтобы нечаянно на них не наступить. Я не знаю, способны ли чувствовать моллюски, но я допускаю, что способны, а потому не ем их и не покупаю никакие продукты, которые из них сделаны.

Но я повторюсь: наша неуверенность относительно того, где провести эту грань, не означает, что мы не знаем достаточно, чтобы с полной уверенностью заявить о нашем моральном обязательстве не есть, не носить и вообще никак не использовать животных. Веганство должно быть этической основной движения за справедливость по отношению к животным.

Подробнее о четвертом принципе Аболиционистского Подхода к Правам Животных.

Авторство: Gary L. Francione, Anna Charlton [Перевод не был проверен и одобрен].
Перевод: Денис Шаманов
Источник: http://www.abolitionistapproach.com/sentience/