Революция Сердца

Во всем мире правящий балом корпоративный патриархат рассматривает женщин, не-белых, людей с ментальными расстройствами, детей, пожилых, бедных и многих других в качестве людей второго сорта. Но наиболее уязвимыми во многом оказываются животные. Их эксплуатация повсеместно пронизывает все наше общество, а ее ужасы не выразить словами. Мы не просто можем пытать и убивать их совершенно безнаказанно; от нас этого ждут. Насилие в отношении людей мы осуждаем по крайней мере на словах, но насилие в отношении других животных в основном считается нормой или добродетелью, особенно когда его называют «гуманным». Даже крупные зоозащитные организации считают отказ от участия в этой резне ненормальным и антисоциальным. Эти организации заявляют, что мы можем выполнить свои моральные обязательства перед животными, если будем эксплуатировать их якобы более «гуманным» образом.

Будет нечестно пытаться избежать личной ответственности, называя «врагами» производителей продуктов животного происхождения. Институциональные эксплуататоры удовлетворяют спрос — наш спрос. Они просто делают то, что мы от них хотим. Удовлетворяя наш спрос, они поступают неправильно. Но это наш спрос.

Мы должны отменить эксплуатацию животных, а не регулировать ее. Это потребует смены парадигмы. Мы должны признать, что насилие в отношении уязвимых аморально по своей сути. Мы должны свершить революцию сердца.

Эта революция должна произойти в каждой и каждом из нас. И она произойдет, если мы этого захотим. Она начинается с перехода на веганство — отказа от употребления животных в пищу и любого другого их использования — но не в виде «гибкого стиля жизни», а в качестве фундаментальной, неотвратимой и безусловной приверженности ненасилию и справедливости. Веганство как моральный императив олицетворяет собой наше признание недопустимости использования животных в своих целях, каким бы «гуманным» оно ни было. Революция продолжается в нашей ежедневной работе, подразумевающей творческое, позитивное и ненасильственное распространение идеи веганства — этим может заниматься каждая и каждый из нас, если действительно этого захочет. Каждый день предоставляет возможности для просвещения наших родных, подруг и друзей, коллег и случайных встречных в магазинах или общественном транспорте. Легче выписать чек, чтобы другие люди сделали работу за нас, не так ли? Конечно, легче. Но это не сработает.

Чтобы добиться справедливости, нам не нужны крупные зоозащитные организации. На самом деле, чем больше мы будем на них полагаться, тем дальше будем отходить от своей цели. Крупные зоозащитные организации — это бизнес. Они продают реформы эксплуатации животных. Они продают «счастливую эксплуатацию» в виде более широких клеток для кур, увеличения пространства для свиней и телят, более «гуманного» процесса забоя и тому подобного. Многие люди испытывают навязчивое чувство вины из-за потребления животных, а эти организации помогают им чувствовать себя лучше и продолжать потреблять их. Многие любят своих животных-компаньонов и относятся к ним как к членам семьи, но втыкают вилки в других животных и на некотором уровне осознают это этическое противоречие. Однако крупные зоозащитные организации предлагают нам ни о чем не беспокоиться и внести пожертвование, чтобы они «минимизировали» страдания животных и якобы устранили «наихудшие случаи жестокого обращения» с ними. Жертвователи, как утверждают эти организации, могут продолжать участвовать в эксплуатации животных и ни о чем не переживать, ведь они заплатили, чтобы сделать эксплуатацию «гуманной».

В результате термин «права животных» стал запутанным и размытым в угоду оппортунизму. Теперь мы все стали «защитницами прав животных», но для животных, которых мы эксплуатируем, ничего не изменилось.

Нам необходимо изменить образ мышления людей о других животных и ненасилии.

Нам необходимо народное движение, которое потребует для животных справедливости и призовет не к регуляции, а к отмене их эксплуатации. Наши средства должны соответствовать нашей цели. Призывая к «гуманной» эксплуатации, мы не сможем отменить ее. Это абсурдно как с точки зрения этики, так и с точки зрения практики. Нам необходимо народное движение, призывающее к веганству как к моральному императиву.

Если мы надеемся изменить для животных хоть что-либо, мы должны сменить парадигму в общественном сознании. Аболиционистский Подход к Правам Животных предлагает такие этические рассуждения, которые могут поспособствовать смене этой парадигмы. В этой книге мы обсуждаем шесть принципов, из которых состоит Аболиционистский Подход. Мы предлагаем план действий для народного движения, которое может помочь нам создать веганский мир.

В основе Аболиционистского Подхода лежит идея о том, что первостепенной этической проблемой является не обращение с животными, а их использование. Меньше страданий, разумеется, лучше, чем больше страданий. Будет лучше избивать рабов девять раз в неделю, а не десять. Но небольшое уменьшение вреда не поднимает вопрос о фундаментальной несправедливости рабства. Аналогично, содержание кур в «расширенных» клетках вместо обычных не только не делает заметного вклада в их благополучие, но и не поднимает вопрос о несправедливости обращения с животными как с собственностью — вещами, которые существуют исключительно в качестве наших ресурсов. На самом деле людей убеждают в этичности потребления яиц от кур, которых держат в «расширенных» клетках. Кроме того, мы должны недвусмысленно объяснять, что нет никакой моральной разницы между мясом и другой «едой» животного происхождения. Или между мехом и шерстью. Или между собаками, кошками, дельфинами, китами и обезьянами с одной стороны и курами, свиньями, коровами, рыбами и грызунами с другой.

Те, кто называют себя «аболиционистками», но в то же время поддерживают реформы эксплуатации и узконаправленные кампании, не являются «аболиционистками» в том смысле, какой мы вкладываем в этот термин. На самом деле их позиция, согласно которой «аболиционистки» могут поддерживать эти кампании, — это как раз та самая позиция, которую мы отвергаем в пользу действительно аболиционистской позиции, сосредоточенной на веганстве как моральном императиве: все, кто имеет этическую обеспокоенность животными, обязаны перейти на веганство сегодня. Так что сторонницы реформ эксплуатации и узконаправленных кампаний могут называть себя «аболиционистками», если им так хочется, но они не являются аболиционистками в том смысле, в котором мы используем этот термин. Аболиционистки — это те, кто сегодня заявляют, что использование животных аморально, несправедливо и должно прекратиться и что каждая и каждый из нас может сегодня поспособствовать окончанию этого ужасного насилия, которым является эксплуатация животных. Аболиционистки занимаются творческим ненасильственным веганским просвещением и всегда ясно дают понять, что если животные имеют моральную ценность, тогда веганство является единственным этичным решением, и что люди, которые еще не перешли на веганство, непосредственно участвуют в эксплуатации животных.

Аболиционистский Подход представляет собой итог работы на протяжении трех десятилетий. Мы участвовали в зоозащитном движении еще в начале 1980-х. На общественных началах мы работали с разными зоозащитными организациями и внесли значительный вклад в юридическую работу как для этих организаций, так и для отдельных зоозащитниц. С 1990 по 2000 гг. мы руководили первым в своем роде Юридическим центром по защите прав животных при Юридической школе Ратгерского университета. Учащиеся получали зачеты за изучение теории прав животных во время реальной защиты животных в судебных тяжбах. Мы писали обо всем этом на протяжении десятилетий. С этой перспективы мы призываем к радикальным переменам.

Эта книга является введением в Аболиционистский Подход. Несмотря на то, что она касается всех основных идей этого подхода к правам животных, она не может раскрыть их всецело. Поэтому, пожалуйста, рассматривайте обсуждение каждого принципа в качестве обзора относящихся к нему идей. Где это необходимо, мы снабдили цитаты сносками и призываем вас ознакомиться с цитируемыми источниками, чтобы вы могли узнать больше об обсуждаемых вопросах и точках зрения. Кроме того, за каждым обсуждением следует раздел с рекомендациями для дальнейшего чтения, чтобы вы могли глубже изучить эти идеи.

Манифест Аболиционистского Подхода к Правам Животных

Авторство: Gary L. Francione, Anna Charlton [Перевод не был проверен и одобрен].
Перевод: Денис Шаманов
Источник: Animal Rights: The Abolitionist Approach