Права животных и права человека: созданы друг для друга

«В мире слишком много человеческих проблем, которые необходимо решить прежде, чем думать о животных».

«Давайте сперва достигнем мира во всем мире, а тогда уже займемся правами животных».

Всем защитницам и защитникам животных регулярно приходится слышать подобные комментарии. Меня часто спрашивают, как я на них отвечаю.

Прежде всего, никто не говорит, что защитницы и защитники прав человека должны прекратить свою работу и вместо этого заняться правами животных. Вообще-то речь о том, что если мы согласны, что на животных распространяется этика, тогда нам следует прекратить есть, носить и использовать их в своей личной жизни. Переход на веганство не требует от вас прекратить выступать против войны или насилия в отношении женщин и детей.

После лекции по правам животных в одном общественном центре ко мне подошла женщина и сказала, что она волонтерка в кризисном центре для жертв домашнего насилия. Она сказала, что очень прониклась моими словами о животных, но она целиком поглощена работой на благо женщин и не знает, как ей найти время на защиту прав животных.

Я спросил ее: «Вы же тратите время, чтобы поесть, не так ли?»

Она ответила: «Да, конечно!»

«Вы носите одежду, используете шампунь и другие продукты?»

«Разумеется, но какое это имеет отношение к проблеме?»

Самое прямое. Я объяснил ей, что если она действительно серьезно относится к животным, тогда все, что ей надо сделать, это отказаться от потребления их в качестве пищи, одежды и других продуктов, а также от тех, что были протестированы на животных, и от участия в какой-либо разновидности развлечений, подразумевающих использование животных. Даже если она больше ничего не сделает для защиты прав животных, ее переход на веганство и тот пример, которым она послужит для ее родных, подруг и друзей, сами по себе будут важными формами активизма, которые никоим образом не воспрепятствуют ее работе на благо женщин. Вы можете стать аболиционисткой во время следующего приема пищи.

Во-вторых, будет ошибкой рассматривать вопросы эксплуатации людей и других животных как взаимоисключающие. Напротив, вся эксплуатация взаимосвязана. Вся эксплуатация является проявлением насилия. Любая дискриминация является проявлением насилия. До тех пор, пока мы терпим насилие какого-либо рода, будет насилие всех родов.

Как писал русский писатель Лев Толстой: «Пока существуют бойни, будут и войны».

Он был совершенно прав. Пока люди считают приемлемым убивать животных ради еды, что не может быть оправдано ничем, кроме тривиального удовольствия от вкуса, они продолжат считать приемлемым насилие в тех случаях, когда на кону стоит что-то еще более важное.

Это работает и в обратную сторону: пока мы терпим расизм, сексизм, гетеросексизм и другие разновидности дискриминации, спесишизм никуда не исчезнет. Это одна из причин, почему важно, чтобы зоозащитницы и зоозащитники никогда не думали о себе, как о людях, занимающихся «одной проблемой». Спесишизм аморален именно потому, что подобен расизму, сексизму и другим разновидностям дискриминации в том, что исключает существ из морального сообщества на основе нерелевантного критерия. Не важно, является этим критерием раса, пол, сексуальная ориентация или биологический вид. Невозможно обоснованно заявить, что мы выступаем против спесишизма, но поддерживаем другие разновидности дискриминации или не имеем позиции в этом вопросе. Мы выступаем против спесишизма именно потому, что он подобен расизму, сексизму и прочим разновидностям дискриминации. Наша борьба против спесишизма логически подразумевает отказ от других дискриминаций.

Опять же, это не значит, что зоозащитницы и зоозащитники должны прекратить свою работу во благо животных и вместо этого стать защитницами и защитниками прав человека. Тем не менее, это значит, что они всегда должны недвусмысленно объяснять окружающим, что они, как защитницы и защитники животных, выступают против всех форм дискриминации, и что никто и никогда не должен участвовать в дискриминации в своей личной жизни.

В-третьих, многие альтруисты хотят изменить мир к лучшему, но не понимают, что самая важная перемена должна произойти на уровне отдельного человека. Как говорил Махатма Ганди: «Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире». Если мы хотим жить в мире без насилия, мы должны отказаться от насилия в своей собственной жизни. Веганство является важной частью ненасильственной жизни, поскольку не может быть никаких сомнений в том, что все продукты животного происхождения являются результатом насилия.

Ещё одно неоценимое высказывание Толстого: «Каждый думает изменить мир, но никто не думает изменить себя».

Подробнее о пятом принципе Аболиционистского Подхода к Правам Животных.

Авторство: Gary L. Francione [Перевод не был проверен и одобрен].
Перевод: Денис Шаманов
Источник: abolitionistapproach.com/human-rights-and-animal-rights-perfect-together