Но… Разве не надо сперва решить человеческие проблемы?

Такое «Но…» можно услышать довольно часто. Мы объясняем, почему потребление продуктов животного происхождения не может быть оправдано, а кто-то спрашивает: «Да, но как же гендерное насилие?»

Это все равно как обсуждать проблему гендерного насилия, только чтобы услышать в ответ: «А как же педофилия?» Всегда есть другая тема для разговора!

И когда мы спрашиваем людей, которые задают такой вопрос, что они делают для решения человеческих проблем, которые они считают более важными, чем проблему эксплуатации животных, которой занимаемся мы, то в девяти случаях из десяти оказывается, что они не делают ничего.

Но если вы относитесь к тем людям, которые действительно озабочены проблемами прав человека, и тратите на их решение свою энергию, время и деньги, то мы бы хотели разобрать это «Но…» подробнее.

Разумеется, такое возражение подразумевает, что, с точки зрения этики, люди имеют большую ценность, чем другие животные, а потому нам следует сосредоточить внимание именно на человеческих проблемах. Как мы заявляли в начале этой книги, мы не собираемся оспаривать общепринятое мнение, согласно которому животные хоть и имеют моральную ценность, но люди все равно важнее. Но даже так это возражение заводит в тупик.

Во-первых, никто не предлагает вам прекратить работать над решением человеческих проблем. Наоборот, мы согласны, что в нашем мире ужасно много расизма, сексизма, гетеросексизма, эйблизма, классизма и других сортов несправедливости. Мы рады, что люди озабочены этими проблемами и работают над их решением.

Но какое это имеет отношение к поднятому в этой книге вопросу, который заключается лишь в том, что, если вы согласны, что животные имеют хоть какую-нибудь моральную ценность, тогда вы должны прекратить потреблять их?

Ответ: никакого.

Даже если вы считаете, что человеческие проблемы важнее проблемы эксплуатации животных, вам все равно надо что-то есть, пока вы сражаетесь за эти высокие идеалы. Как, например, поедание тофу вместо стейка помешает вам бороться за права человека? Никак. Здоровое веганское питание только придаст вам больше сил и энергии для вашего активизма.

Вот как применяется этот анализ.

Утром вы заканчиваете встречу с местной организацией по защите прав детей и хотите перекусить. В чем же заключается конфликт между вами и коровой, который мог бы оправдать ваше решение съесть бургер? Если вы решите съесть бургер, то вступите в противоречие с собственным принципом, согласно которому причинение животным страданий требует морального оправдания.

Но у вас нет такого оправдания.

Во-вторых, даже если вас заботят исключительно нарушения прав человека, то вы все равно должны быть обеспокоены эксплуатацией животных, поскольку она напрямую связана с серьезной человеческой проблемой. Как мы уже обсуждали ранее, для производства продуктов животного происхождения требуется потратить в разы больше ресурсов, чем для растительных продуктов. И хотя распределению продуктов питания несомненно препятствуют политические проблемы, животноводство оказывает все более серьезное влияние на мировой голод, доступность питьевой воды, пахотных земель и так далее.

Ешь, будто тебе не все равно

Авторство: Gary L. Francione, Anna Charlton [Перевод не был проверен и одобрен].
Перевод: Денис Шаманов
Источник: Eat Like You Care: An Examination of the Morality of Eating Animals