Но… Разве Бог не хочет, чтобы мы ели животных?

Часто можно услышать, особенно в Соединенных Штатах, что Бог хочет, чтобы мы ели животных, и что он создал их с этой целью.

Наиболее распространенная версия этого «Но…» отсылает к Бытию, первой книге Ветхого Завета, которую признают иудаизм и христианство. В ней рассказывается о том, как Бог создал мир и дал людям владычество над животными.

Разве это не значит, что Бог хочет, чтобы мы ели продукты животного происхождения?

Погодите минутку, все несколько сложнее.

Первым делом следует пойти и прочесть Бытие. Там просто не сказано того, о чем думают все, кто прибегает к этому «Но…»

В Бытии рассказывается о том, что Бог создал мир и животных и дал людям «владычество» над ним, но — сюрприз-сюрприз — изначально никто никого не ел. Бог сказал людям: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу». А затем Бог сказал всем животным: «Дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

Так что изначально, до того, как Адам и Ева ослушались Бога и съели запретный плод, за что были изгнаны из Райского сада, все — и люди, и животные — ели исключительно растения. Лишь после того, как Бог наслал потоп и разрушил мир, он сказал Ною, что теперь людям можно есть «все движущееся, что живет».

Изначально мы жили в гармонии с Богом и ели только растения. После ссоры с ним и изгнания из Рая Бог позволил нам убивать животных в качестве уступки нашему несовершенству. Ветхий Завет по крайней мере предполагает, что мы должны стремиться обратно к совершенству.

Когда пророк Исаия говорит о пришествии Мессии и восстановлении на земле Божьего царства, как он это описывает? Прежде всего, установится мир между людьми, которые «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Но мир также установится и между животными: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь».

Но мы не богословы и не хотим ничего преувеличивать. Мы не считаем возможным использование Ветхого Завета в качестве аргумента для отказа от продуктов животного происхождения. В то же время мы не считаем возможным использование Ветхого Завета в качестве доказательства, что Бог одобряет убийство и поедание животных ради удовольствия или просто потому, что нам проще купить ведро жареных цыплят, чем приготовить рис с фасолью или любое другое легкое и быстрое в приготовлении веганское блюдо.

Ветхий Завет, как практически все религиозные писания, даже в самом лучшем случае неоднозначен и противоречив. На самом деле, проблема использования Ветхого Завета и других подобных текстов в качестве поддержки чего-либо заключается в том, что их можно прочесть в поддержку чего угодно, включая самые разные идеи, которые мы все сочтем ужасными, например, рабство, убийство и изнасилование.

Обратите внимание на историю Лота, которая тоже рассказана в Бытии. Два ангела пришли к нему домой и Лот принял их в качестве гостей. Мужчины Содома пришли к дому Лота и, полагая, что ангелы были людьми, попросили Лота вывести его гостей на улицу, чтобы мужчины Содома могли, ну, устроить содомию. Лот ответил, что горожане не получат гостей, но вместо этого могут забрать его девственных дочерей и делать с ними все, что захотят. И Лот считается одним из хороших парней Ветхого Завета!

Библия запрещает массу самых разных вещей: нельзя сбривать бакенбарды или подрезать бороду, наносить татуировки, носить ткань из льна и шерсти, общаться с женщиной во время ее менструации, женщинам нельзя разговаривать в церкви, а мужчинам без яичек и пениса вообще нельзя даже заходить туда. Если два мужчины дерутся и жена одного из них, пытаясь помочь своему супругу, схватит яички или пенис его противника, то ей полагается отрубить руку. А смертная казнь полагается не только за убийство другого человека, но и, например, за сквернословие на родителей.

Основная мысль в том, что даже самые радикальные фундаменталисты не следуют своим религиозным писаниям буквально. Очевидно, что мы не можем опираться исключительно на эти тексты для решения каждой этической проблемы.

Судя по всему, опираясь на религиозные тексты, можно утверждать, что люди важнее других животных, поскольку созданы по образу и подобию Бога и обладают душой, но не более. Такая точка зрения, разумеется, полностью вписывается в общепринятые представления об этике. То есть большинство людей признают за животными моральную ценность, но считают, что люди важнее. Религиозные люди могут верить, что важность людей обусловлена тем, что Бог создал животных уступающими нам духовно. Но многие другие люди, которые могут не быть религиозными и могут даже придерживаться атеизма, считают, что важность людей обусловлена их более развитыми когнитивными способностями.

Даже если вы верите, что у вас есть душа, а у других животных ее нет, и что в ситуации истинного конфликта между человеком и другим животным мы должны отдать предпочтение человеку, то мы просто обратим ваше внимание на тот факт, что в вопросе о том, что вы будете есть сегодня на ужин, нет никакого конфликта. Есть только выбор. Если вы выбираете продукты животного происхождения, значит участвуете в убийстве животных и причинении им страданий без всякой на то необходимости. Ваше единственное оправдание заключается в удовольствии и удобстве.

Представьте, если бы Майкл Вик сказал, что в собачьих боях нет никакой проблемы, потому что у собак нет души. Вы бы купились на это? Представьте, если бы Вик сказал, что Бог хочет, чтобы мы устраивали собачьи бои, потому что у собак нет души. Вы бы купились на это?

Вы бы ответили Вику, что наше подобие Богу означает, что в ситуациях конфликта между людьми и другими животными интересы людей должны быть защищены в первую очередь. Так что в действительно экстренной ситуации, например, если вы умираете от голода и у вас нет съедобных растительных продуктов, религиозный человек может сказать, что Бог хочет, чтобы вы убили и съели животное, а значит вы должны это сделать.

Но заявлять, что Бог хочет, чтобы мы ели продукты животного происхождения вне экстренных ситуаций, это все равно как заявлять, что Бог хочет, чтобы мы устраивали собачьи бои. Если вы не согласны с последним и быть может даже находите это возмутительным, значит не должны соглашаться и с первым.

Ешь, будто тебе не все равно

Авторство: Gary L. Francione, Anna Charlton [Перевод не был проверен и одобрен].
Перевод: Денис Шаманов
Источник: Eat Like You Care: An Examination of the Morality of Eating Animals