ВЕГАНСТВО В МИРЕ, ПОЛНОМ ЗЛА И БОЛИ

Я вращаюсь в кругу людей, обеспокоенных вопросами социальной справедливости, а также заботой о животных. Хотя такие люди часто открыты для веганства, они нередко выступают против него, даже если понимают и соглашаются с лежащими в его основе моральными принципами.

Первое их возражение заключается в том, что мы живем в несправедливом мире, где животным регулярно и не напрямую причиняют вред. Те, кто на этих основаниях пытается преуменьшить значение веганства как морального императива, игнорируют тот факт, что наши жизни и наши действия также наносят косвенный вред другим людям. Мы никогда не использовали бы существование косвенного вреда как оправдание для нанесения вреда другим людям или прямого и ненужного нарушения их прав, когда бы это ни было нам удобно.

Наше поведение по отношению к другим подкрепляется определенными моральными принципами, которые заставляют нас воздерживаться от причинения этим другим ненужного вреда. Вот почему мы не воруем, даже если это может быть нам выгодно. Вот почему мы не позволяем словесным столкновениям перерастать в физические, даже если это может принести нам пользу физиологически (путем высвобождения нервной энергии). Вот почему мы не отпихиваем людей в сторону, когда хотим добраться до начала длинной очереди, даже если это может сэкономить нам время.

Следует отметить, что мы приводим нечеловеческих животных в мир с единственной целью их эксплуатации и убийства. Когда мы переходим на веганство, мы показываем, что лично мы будем воздерживаться от нарушений их прав и что у нас нет для этого серьезных оснований, потому что это противоречит принципам, на которых мы строим свою жизнь. Когда мы переходим на веганство, мы отказываемся действовать против предписаний справедливости, честности и ненасилия, которые, по нашему мнению, являются основой морального поведения. Когда мы прекращаем эксплуатировать животных, мы показываем, что уважаем право других не быть использованными в качестве вещей.

Мы никогда не использовали бы косвенный вред для оправдания прямого и преднамеренного причинения вреда людям. Этот моральный принцип должен распространяться и на других животных. Если мы действительно придерживаемся тех убеждений, на которые претендуем, мы можем и должны отказаться от поддержки системы, где нечеловеческие животные эксплуатируются и рассматриваются исключительно в качестве средств достижения наших целей. Это значит веганство.

Второе возражение, которое я слышу против веганства как морального императива, состоит в том, что существует множество других проблем. Это действительно так, но мы можем решать эти проблемы и одновременно носить искусственную обувь, есть растительную пищу и не посещать зоопарки, цирки, дельфинарии и т. д. Веганство не является препятствием для участия в других формах борьбы за справедливость; более того, для многих (включая меня) это скорее отправная точка. Веганство не требует от кого-либо жертвовать своей работой в области прав человека, чтобы заниматься защитой животных; это просто подразумевает, что он/а прекращает есть, носить и иным образом использовать животных. Гэри Франсион и Анна Чарлтон пишут в книге «Еда как проявление твоей заботы»: «Как то, что вы съедите, например, тофу вместо стейка помешает вашей способности бороться за права человека? Никак. Возможно даже, что здоровая веганская диета даст вам больше энергии, чтобы заниматься этим».

Третье возражение не относится напрямую к веганству, но его часто высказывают те, кто не участвует в борьбе за социальную справедливость, поскольку они не уверены, что могут иметь какое-либо влияние: «Что может изменить один человек?» Это абсурдный вопрос, когда речь идет о справедливости. Мы никогда не будем продолжать участвовать в нарушениях прав человека, потому что думаем, что наш отказ в случае, если мы остановимся, не повлияет на тех, чьи права нарушаются. Если мы признаём ошибочность наших действий и продолжаем участвовать в этих действиях, значит, мы поступаем вопреки собственным принципам, и это не то, что мы можем оправдать, как бы ни пытались.

Даже если отбросить в сторону тот факт, что животноводство существует только потому, что есть спрос на него, и что кажд/ая, кто отказывается поддерживать систему, помогает снизить этот спрос, мы должны взять на себя ответственность за своё поведение и использовать свою совесть как мерило нравственности. В мире, полном зла и боли, будьте справедливыми, честными и уважающими права всех чувствующих существ — человеческих и нечеловеческих; в противном случае вы выбираете позицию «Я знал/а и ничего не делал/а».

Авторство: Frances McCormack