Но… Это традиция
Когда вы отстаиваете какую-либо позицию, то можете услышать от оппонента одно такое слово, после которого сразу становится понятно, что ему больше нечего возразить. Это слово: «традиция».
Прибегать к традиции или культуре для оправдания чего-либо значит просто пытаться оправдать это тем, что мы уже очень давно это делаем. Другими словами, традиция никак не может служить оправданием.
Мы прекрасно знаем, что люди едят продукты животного происхождения уже очень давно. В том-то и дело. Мы заявляем, что это не соответствует широко распространенному убеждению, согласно которому убийства животных и причинение им страданий требуют оправдания. Так что, если мы хотим в этом разобраться, то совершенно бессмысленно повторять, что люди едят продукты животного происхождения уже очень давно. Это просто указание на проблему, но не ее решение.
Почти все, о чем есть смысл рассуждать с точки зрения этики, происходит уже очень давно и является чей-то традицией.
Например, женское обрезание.
Эта совершенно ужасная практика подразумевает частичное или полное удаление внешних женских половых органов с целью сохранения девственности и предотвращения сексуальных связей вне брака. И хотя мужское обрезание тоже является спорной практикой, женское куда хуже. Оно не только лишает женщин сексуального удовольствия, но и подвергает их серьезным рискам смертельного кровоизлияния, образования кисты, развития инфекций, хронических болей и целого набора гинекологических и акушерских проблем. Девочкам делают обрезание в возрасте от нескольких дней до 15-16 лет. Иногда позже.
Эта практика широко осуждается и многие международные организации, включая ООН, стремятся положить ей конец. Аргумент достаточно прост: это нарушение прав человека. Совершать такое преступление над девочками, которые не могут дать информированного добровольного согласия, просто чудовищно.
Но, вопреки всем усилиям на протяжении многих лет, женское обрезание все еще выполняется.
Почему? Какие здесь вообще могут быть оправдания?
Если оставить в стороне невероятно глупые и необоснованные аргументы о том, что женщины с нетронутыми гениталиями не могут готовить, а их клитор опасен для пениса или головы ребенка, то останется лишь одно: традиция. Это часть культуры в Африке, Юго-Восточной Азии, Ближнем и Среднем Востоке. Они уже давно это делают. Нанесение таких увечий гениталиям девочек уходит корнями в Древний Египет.
Какие отсюда можно сделать выводы?
Нечто ужасное происходит уже очень долго.
Но как бы долго это ни происходило, отсюда не следует, что это морально-приемлемо.
Таким же глупым доводом пытаются оправдать корриду. Если вы покритикуете корриду в Испании, то ее сторонники начнут орать на вас, что это великая традиция. Опять же, что это значит?
Это значит, что люди уже очень давно пытают быков ради развлечения.
И что?
В некотором смысле нам следует быть осторожными с аргументами о традициях. Их часто приходится слышать людям, чьи народы подвергались угнетению и эксплуатации со стороны тех, кто эти аргументы приводят. Поэтому некоторые сторонники женского обрезания злятся, когда жители Соединенных Штатов или Западной Европы, которые ничего не знают об Африке, критикуют африканцев. Точно так же злятся коренные северные народы Канады, когда приезжие канадцы или американцы критикуют убийство тюленей или китов.
Разумеется, мы должны быть чуткими и не забывать о последствиях не имеющих оправданий преступлений, вроде колонизации. Но это не значит, что жертвы этих преступлений получают карт-бланш на совершение других преступлений. Два зла не приводят к добру.
Наконец, использование традиции для оправдания потребления животных особенно абсурдно. Все, включая людей из каждой этнической группы, могут объявить продукты животного происхождения своей культурной традицией. Одна из причин, по которым «Но… Традиция!» находит отклик в других вопросах, заключается в том, что это возражение обычно защищает практику, которую считает священной относительно небольшое число людей.
Но прибегать к традиции для оправдания потребления продуктов животного происхождения — это все равно как оправдывать традицией сексизм, расизм или что угодно, в чем участвуют вообще все. В данном случае это возражение особенно абсурдно и не несет в себе совершенно никакого смысла, кроме как заявляет, что этой практике уже очень много лет. Поедание животных не является частью некой групповой идентичности.
Да, люди могут заявлять, что частью их групповой идентичности являются конкретные этнические продукты животного происхождения, но это все равно как объявить отдельный жанр порнографии частью идентичности группы, которая, как и все другие, поддерживает сексизм. Когда мы говорим о распространенных и вездесущих явлениях, вроде сексизма или потребления продуктов животного происхождения, защищать их при помощи традиции значит просто говорить, что им очень много лет. И вместо того, чтобы сожалеть о том, как долго творится это насилие, это возражение гласит: «Мы уже давно так делаем, а значит будем продолжать».
Авторство: Gary L. Francione, Anna Charlton [Перевод не был проверен и одобрен].
Перевод: Денис Шаманов
Источник: Eat Like You Care: An Examination of the Morality of Eating Animals