ВЕГАНЫ-СПЕСИШИСТЫ

Мы все становились свидетелями того поразительного момента, когда знакомый веган продает интересы животных ради своего имиджа или социальной приемлемости. Иногда это принимает форму изображения веганства как «личного выбора» — ничем не отличающегося от предпочтений в живописи или музыке — а иногда и чего-то более возмутительного. Например, международная чемпионка по серфингу Тиа Бланко недавно сказала следующее: «Я никогда не говорю людям, что есть. Уважай то, что в моей тарелке, и я буду уважать то, что в твоей».

Когда вы говорите, что можете «уважать» то, что находится в тарелках невегано(-к), вы говорите, что уважаете и принимаете несправедливую эксплуатацию животных. Это явным образом поддерживает спесишизм и идею о том, что наши самые тривиальные желания морально перевешивают фундаментальный интерес животных в продолжении жизни. Другими словами, вы можете быть веган(-кой) сами, но вы по-прежнему предпочитаете обесценивать жизнь других чувствующих существ. Вы безосновательно считаете себя и свои предпочтения имеющими бо́льшую моральную ценность, чем животные и их предпочтения.

Но как это возможно? Разумеется, все веган(-ки), сознательно прекращая участвовать в эксплуатации животных, признают их моральную ценность, верно? Нет. Некоторые веган(-ки) остаются такими же спесишист(-ками), какими они были до веганства, просто проявляется это по-другому.

Многие люди ко времени перехода на веганство уже столкнулись лицом к лицу с собственным спесишизмом. Даже при отсутствии какого-либо весомого морального обоснования они осознают, что их веганство представляет собой вопрос базовой морали, а не просто личный выбор. Им ещё нужно узнать, как не пропагандировать спесишизм непреднамеренно, а также узнать, что мы на самом деле должны животным и почему, но в качестве отправной точки они уже признают животных как морально равных себе существ, заслуживающих уважения. Так было со мной, когда я стал веганом, и со многими другими. Это свидетельствует о силе аболиционистского образования и о важности обсуждения с людьми веганства как морального вопроса с самого начала. Иначе мы просто узакониваем любую форму спесишизма, которую может проявлять человек, игнорируя её и не подвергая критике.

Это широко распространенное явление среди крупных зоозащитных организаций, занимающих господствующее положение на общественной сцене. Людям говорят, что веганство — это всего лишь один из вариантов ведения «этичного» образа жизни, и впоследствии они никогда не борются со своим подспудным спесишизмом. Они могут перейти на веганство по разным причинам, но ни одна из них не подразумевает человека, который разбирается в этике или имеет глубокое понимание наших моральных обязательств перед другими чувствующими существами. При отсутствии морального обоснования эти пробелы заполняет велферизм, а веганство становится не более чем актом самолюбования. Для веганов-спесишистов животные по-прежнему вещи, и они поощряют их эксплуатацию посредством принятия и «уважения» действий тех, кто участвует в нарушении их прав. Они не только не рассматривают веганство как признание моральной ценности животных, они легитимизируют распространенное мнение о том, что личный выбор людей перевешивает моральные права всех остальных.

Не будьте веганом-спесишистом. Не поддерживайте растущую тенденцию веганов-спесишистов. Изучайте принципы аболиционистского подхода к правам животных и применяйте их. Потому что когда мы этого не делаем, мы помогаем самодовольным псевдовеганам, которые изо всех сил стремятся сместить внимание с животных, позволяя невеган(-кам) продолжать их эксплуатировать и чувствовать себя при этом комфортно.

Авторство: Ben Frost
Перевод: «Школа Прав Животных»